Установка бордюров своими руками

Технологические особенности монтажа

Технология для установки бордюров на дорожке сравнительно проста. Однако надо знать ряд нюансов, чтобы установить бордюры правильно. В этом случае укладка бордюрного камня будет выполнена быстро и качественно.

Прежде чем начать укладывать, надо подсчитать, сколько бордюрных элементов потребуется для оформления дорожек в саду. Расход напрямую зависит от размера поребриков. В большинстве случае пропорции у изделий стандартные, но длина и ширина отличаются.

Материала должно быть достаточно

Разметка

Установка поребрика начинается с разметки территории. Для этого выставляем колышки по периметру зоны и закрепляем на них веревку. Обязательно надо проконтролировать положение шпагата относительно поверхности тротуара. Неправильно выставленный шнур приведет к тому, что установка поребриков будет выполнена с большим уклоном.

Установка садового бордюра на раствор обязательна. Стоит использовать состав, обладающий достаточной прочностью. В среднем установка бортового камня производится таким образом, чтобы на каждый погонный метр приходилось ведро состава.

При формировании плиточного покрытия не следует стремиться к идеальному выравниванию поверхности, как это производится в случае оформления пола. Монтаж выполняется таким образом, чтобы:

  • при установке камня копировались имеющиеся перепады местности по высоте с формированием нужного уклона;
  • были предусмотрены продольные уклоны на узеньких тропинках, а на широких – еще и поперечные;
  • были обустроены ливневки и точечные дождеприемники для приема атмосферных осадков.

После выполнения разметки выполняют устройство самого контура. Камни выкладывают таким образом, чтобы они были на одном уровне с основным покрытием. В ряде случаев, если проектная документация позволяет, элементы кладут таким образом, чтобы они были выше.

Выставление камня

Подготовка основы

Установка на грунт тротуарного бордюра запрещена. Перегнившая органика неизбежно приведет к тому, что сделанный контур начнет проседать

Чтобы этого не произошло, важно знать, как правильно класть садовый камень. Для этого удаляется весь плодородный слой. Глубина котлована должна быть больше толщины плиток, которые планируется выложить, но меньше высоты бордюра

Глубина котлована должна быть больше толщины плиток, которые планируется выложить, но меньше высоты бордюра.

Устройство основания выполняется в такой последовательности:

  • Углубляют котлован по периметру под размер бордюра. Чтобы облегчить процесс укладки бордюра, канавку желательно сделать вдвое шире;
  • Формируют слой песка или щебня, если участок достаточно влажный;
  • Уплотняют нерудный материал;
  • Укладывают тротуарный камень.

Установка

Поребрик легко перенести своими руками. Классическая технология включает:

  • Распределение раствора по основе. Используемое количество должно позволять зафиксировать 2 – 3 элемента.
  • Устройство камня. Если есть замок, соединяют два соседних элемента. С помощью резиновой киянки обеспечивается нужное пространственное положение каждого изделия.
  • Чтобы камень был надежно зафиксирован, изнутри и снаружи наносится дополнительный объем раствора.

Как сделать, чтобы камни располагались по прямой? При укладке следует ориентироваться на шнур. Для подгонки выложенных изделий используют специальный инструмент, который не позволит повредить поверхность.

Фиксация элементов

Таким образом, установка бордюра для тротуарной плитки своими руками выполняется многими. Достаточно простая технология укладки позволяет установить поребрик даже тем, кто практически не имеет отношения к строительной отрасли. Имея в наличии бордюрные камни нужного размера и формы, а также ряд других материалов, можно смело браться за работу. Зная, как класть усиливающий контур, можно достаточно легко выполнить весь объем работ

Особое внимание следует уделить этапу подготовки основания, а также фиксации элементов

Средняя оценка

оценок более 0

Поделиться ссылкой

Скачать бесплатно

Как перевести промилле и проценты в градусы, и, обратная задача – перевести градусы в промилле и проценты?

Как определить уклон между горизонталями на плане?

Минимальный продольный уклон дороги

Максимальный уклон пандуса для инвалидов?

Какие допустимые уклоны (продольные и поперечные) для рамп автостоянок и гаражей?

Укладка щебня. Для «лёгкой» дороги достаточно одного слоя средней фракции (20 – 40 мм). Если строится магистраль, то рекомендуется укладывать щебень в несколько слоёв: первый слой из крупной фракции (40 – 70 мм), за ним – из средней, последний – из мелкой (5 – 20 мм). Главное укатывать каждый слой катком.

Ещё на этапе укладки основания целесообразно обеспечить по бокам скосы для стока воды. Если предусмотрены бордюры, то их так же устанавливают до укладки асфальта. Это касается и других подготовительных работ (проведение или ремонт канализации, поднятие люков). Только после этого можно взяться и за само асфальтирование. Толщина асфальта, как и основания, зависит от предполагаемой эксплуатации дороги.

Минимальная толщина составляет 4-5 см (для дворовых территорий и т.п.). При высокой интенсивности дорожного движения асфальт кладут слоями, используя разную зернистость. Первым слоем кладётся крупнозернистая , наверх мелкозернистая. Для большей надёжности кладут третий поверхностный слой асфальтной крошки. В послойной укладке асфальта важным моментом является сцепление слоёв между собой. Так просто они не соединяются, поэтому перед нанесением каждого следующего слоя предыдущий поливают битумом.

Существуют два принципиальных подхода к укладке асфальта: холодная и горячая укладка.

Холодной укладкой асфальтовой крошки

Горячей укладкой асфальтовой крошки пользуются при строительстве новой дороги или капитального ремонта старой. Асфальт при такой технологии должен укладываться непременно в горячем виде. Сама смесь заготавливается на заводе, откуда её необходимо как можно срочно доставить на строительную площадку в специальных машинах. И не просто доставить, а разгрузить, равномерно распределить и укатать пока асфальт не остыл. Иначе качественного покрытия не выйдет. При этом соответственно важнейшим фактором является погода. Как ни странно, но часто строительство новой дороги или ремонт старой затягивается именно по этой причине.

Аналогично соединению слоёв , необходимо обеспечить бесшовное соединение полос между собой. Этого возможно добиться только при непрерывной работе, когда уже уложенная полоса ещё не остыла и тут же начинается укладка новой. Доставка смеси должна проводится своевременно, чтобы не было недостатка в горячем асфальте. Не лучше, если горячей смеси привозят сразу много: излишки успевают остыть и становятся непригодными.

Уплотнение асфальта производят специальной техникой: асфальтоукладчиками, виброплитой или ручным катком. Чтобы укладываемое покрытие не прилипало к катку, его постоянно смачивают водой.

После того, как асфальт остыл, дорогу можно эксплуатировать. И всегда помнить, что за таким покрытием нужен постоянный уход.

Камень бортовой, бордюрный камень, поребрик, бордюр – это все названия одного и того же элемента дорожного благоустройства. Среди них различают дорожную вибропресованную и тротуарную вибропресованную конструкции, применяемые при строительстве дорожных покрытий. Указанные элементы служат для: отделения проезжей части от тротуаров, газонов и остановок общественного транспорта, а также отделения тротуаров и пешеходных дорожек от газонов. Это один из обязательных элементов мощения дороги. не только является разделителем проезжей части и пешеходной зоны, но и придает дороге законченный вид, служит упором при укладке тротуарной плитки.

Укладка производится при помощи специальной техники, что позволяет достичь высоких результатов. Кроме того, это позволяет обеспечить более ровную выкладку стройматериала и, соответственно, высокую прочность получившегося ограждения.

Во-первых, необходимо подготовить траншею для будущего бордюра. В этом поможет устройство, с помощью которого можно выкопать траншею

Либо воспользоваться обычной лопатой.

Во-вторых, не менее важное для укладки бордюрного камня, устройство – трамбовщик траншеи. Он сделает дно канавы ровным.

Правильная установка конструкции является также дисциплинирующим фактором для водителей.

цементным раствором

  • Крупный. Он несет функциональную нагрузку – отделение полотна дороги от тротуара и обеспечение безопасности пешеходов;
  • Небольшой по размерам бордюр. Чаще всего используется для отделения одной пешеходной зоны или дороги от другой.

Преимущества поребрика изготовленного своими руками

Ассортимент поребриковой продукции небогатый. Декоративное оформление оставляет желать лучшего. Это одна из причин, по которым домашние мастера предпочитают изготавливать дорожный или садовый поребрик любого сечения и любого цвета в домашних условиях.

Для этой цели приобретаются сухие строительные смеси, придающие готовым изделиям нужные свойства. В данном случае, влаго — морозостойкость. Изделия окрашиваются в массе внесением в рабочий раствор щелочестойких красителей. Такой декор обходится дороже, зато уложенный поребрик не будет нуждаться в периодическом обновлении защитного лакокрасочного декора.

В лучшую сторону отличается поребрик вибропрессованный, изначально ориентированный для эксплуатации в сложных условиях повышенной влажности и температурных перепадов. По заверению производителей, ресурс таких материалов, как и тротуарной брусчатки, составляет не менее 30 лет.

Декоративные бордюры и молдинги из бетона

Из бетона возможно изготовление бордюров практически любого профиля. Необходимо лишь подобрать соответствующий формирующий элемент. В качестве последнего хорошо подходят пластиковые плинтуса и молдинги.

Перед работой определитесь с желаемым количеством производимых элементов. Для личного использования и наличия у вас достаточного запаса времени вполне подойдут несколько форм, для ускорения процесса и расширения производства лучше заготовить несколько десятков емкостей.

В качестве материала лучше применять упоминавшиеся ранее древесные материалы. Предпочтение отдавайте тем из них, которые имеют прочное глянцевое покрытие – это облегчит процесс выемки готовых изделий.

Напилите требуемое количество деталей, используя шаблоны.

Затем выполните сборку форм желаемого размера с помощью шурупов.

На дно деревянных емкостей закрепите отрезки напольного плинтуса желаемого профиля. Для этого лучше использовать небольшие гвоздики, так как саморезы или скобы степлера могут безвозвратно повредить профилирующие элементы.

При необходимости внутреннюю поверхность формы тщательно обработайте жидким воском или силиконом.

При приготовлении бетонной смеси для подобных изделий необходимо приобрести натуральный каменный отсев с небольшим размером фракций. Это придаст смеси более равномерную структуру и повысит качество внешнего слоя. Заполненные формы так же необходимо уплотнить и избавить от излишнего воздуха. При массовом производстве незаменимым приспособлением для этого является простейший вибрационный стол. При малых объемах подойдет ударный инструмент или легкое простукивание формы дном о стол или твердое основание.

Удалить неровности, образующиеся при выходе воздуха, поможет любой шпатель.

Застывшее изделие извлекаем, частично разобрав форму – отсоединив торцевую и боковые стенки.

При необходимости поверхность готового изделия может быть прошпаклевана и покрыта красителем на любой основе.

Устройство подстилающего слоя и бетонного основания

Для обозначения продольной линии установки бордюра натягивают шнур. Вдоль этого шнура отрывают траншею прямоугольного сечения с шириной по дну 0,4-0,5 м. Глубина траншеи зависит от проектного положения верха бортового камня (в один уровень с мощением или выше), но должна быть не менее 0,3м.

По дну траншеи устраивают выравнивающий слой из фракционного щебня или песка, который разравнивают и уплотняют.

Фото: Подготовка траншеи

На песчаное основание устанавливаются «легкие» — тротуарные или садовые — бордюры

(маркаБР.100.20.8, БР.50.20.8 ), когда они должны быть в один уровень с тротуарным покрытием. Во всех остальных случаяхбортовые камни (дорожные, магистральные) должны устанавливаться на щебеночное основание .

Для устройства подстилающего слоя применяются

  • пески средние и мелкие II класса (по ГОСТ 8736)
  • пески из отсевов дробления I-го класса по ГОСТ 31324
  • щебень фракции от 20 мм до 40 мм, марки по дробимости не ниже M600, толщиной h=0,10м

Для устройства подстилающего слоя не рекомендуется использовать сухую песчано-цементную смесь

. Так как подстилающий слой не является несущим, то применение вяжущего (цемента) при его устройстве не дает никаких преимуществ. Кроме этого,использование цемента может являться дополнительным источником высолообразования — появления белых пятен — на поверхности тротуарной плитки.

Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности основания вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя следует иметь запас по толщине на вибропосадку камней

. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней и материала подстилающего слоя. Она устанавливается по месту.Для песчаного основания запас составляет ≈ 1,0-1,5 см .

Следует учитывать, что после монтажных работ посадки камней/плитки поверхность тротуарного покрытия должна возвышаться над верхом бортового камня примерно на ≈ 0,5 см как запас на осадку покрытия в ходе эксплуатации.Рис: Мощение должно быть выше уровня бортовых камней на 3-10 мм: На подготовленном подстилающем слое устанавливают бетонное основание (при заливке монолитного бетона используют сборно-разборную опалубку из досок) .

Устройство бетонного основания осуществляется вручную, путем укладки и разравнивания мелкозернистого или тяжелого бетона

класса B15 (M200) до отметки низа бортового камня.

Материалы и технические характеристики:

Металл для подпорных стенок ­— это листы черного металла, оцинкованной стали, атмосфероустойчивой стали COR-TEN, толщиной 3-6 мм. Такие конструкции строят на устойчивых грунтах, так как подпорные стенки из металла легче, по сравнению с другими видами. Поэтому собственный вес не повышает устойчивость опоры. Если высота стен больше метра, для усиления конструкции используют вариант с бетонным фундаментом.

Листовой металл часто специально состаривают с внешней стороны — делают так, чтобы он стал ржавым. С обратной стороны покрывают антикоррозийными средствами. Ржавчина придает особый контраст в дизайне участка.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Еще фото…

Линейный водоотлив – борт (ЛВ-НХ) — это высокоэффективное, но в то же время незаметное дренажное решение для общественных территорий, совмещающее в себе также функции металлического разделителя типов дорожных покрытий.

Конструкция изделия максимально проста, за счет чего и обеспечиваются его основные преимущества:

  • Высокое эстетическое качество
  • Экологичные материалы
  • Эффективность отвода поверхностных вод
  • Простота монтажа

Поскольку Линейный водоотлив – борт, в сравнении с другими подобными системами, компактен по своим размерам, он особенно хорошо подходит для использования на территориях со сложными подземными коммуникациями. Важным плюсом многофункциональной конструкции является возможность его использования на объектах культурного наследия, не нарушая исторический облик, одновременно решать несколько задач: дополнительное водоотведения со сложных участков и сохранение контуров дорожных покрытий.

Виды, габариты, масса и назначение

Межгосударственный стандарт на железобетонные и бетонные бортовые камни ГОСТ 6665-91 устанавливает классификацию и разновидности применяемых на практике элементов благоустройства. При этом бордюры или бортовые камни, выполненные тяжелых, песчаных или мелкозернистых видов бетонов в соответствии с нормативными требованиями отраслевого стандарта ГОСТ 26633, предназначенные для отделения газонов, тротуаров, дорог, пешеходных дорожек и прочих зон по своим конструктивным особенностям разделяются на следующие марки:

  • БР – бордюры рядовые прямые. Большая часть территорий дворов и городских дорог обустроена с помощью такого элемента. В сферу его использования входят также благоустройство остановок и отделение газонов, проезжей части и тротуаров, выделение полотна движения трамваев. Длина изделий может варьироваться в пределах от 1 до 6 метров при высоте от 300 до 600 мм и ширине от 150 до 200 мм. Масса изделий марки БР в зависимости от габаритных размеров варьируется от 100 кг до 1170 кг;
  • БУ – элементы прямой конструкции с наличием уширения, которые предназначены для отделения зон газонов, тротуаров, проездов улиц. Длина изделий варьируется от 3 до 6 метров при габаритах ширины и высоты 300 мм и 290 – 320 мм. Продукция марки БУ в зависимости от марки составляет от 400 кг до 790 кг;
  • БЛ – прямого типа с наличием лотка. Элементы имеют конструкцию с изгибом, которая позволяет отделять зоны тротуаров, дорог, газонов, разграничивать между собой полосы безопасности. При длине 3000 мм изделия имеют ширину 320 мм при высоте от 680 до 1180 мм. Бордюры БЛ отличаются высокой массой, которая в зависимости от размеров камня насчитывает от 1050 кг до 1690 кг;
  • БУП – изделия прямого типа конструкции с прерывистым уширением. Имея нижний рант и верхнюю скошенную часть, бордюр предназначен для выполнения функции отделения газонов, дорог от проезжей части, а также внутриквартальных проездов. При длине от 3000 мм до 6000 мм высота изделия насчитывает 300 мм, а ширина 320 мм. Расчетная масса изделий марки БУП составляет от 400 кг до 790 кг;
  • БК – криволинейные бордюры. Специальные бетонные изделия, форма которых позволяет использовать их для отделения тротуаров и газонов от проезжей части в местах скругления дорог. При длине 1000 мм блоки имеют стандартную высоту 300 мм при вариативности ширины в пределах от 50 до 120 мм в зависимости от марки. Справочная масса изделий 120 – 140 кг;
  • БВ – въездные блоки, применение которых ориентировано на размещение изделий в местах отделения дорог и проезжей части от газонов в местах въезда на тротуары. Применение бордюрных элементов марки БВ осуществляется совместно с камнями БР соответствующих по своей марке размерам. Длина блоков насчитывает 1000 мм, в то время как ширина составляет 300 мм, а высота варьируется в пределах от 150 до 180 мм. Блоки бордюр БВ весят 100 – 120 кг.

При производстве изделия для изготовления бордюрных камней в соответствии с требованиями отраслевого стандарта находит применение бетон с классом прочности на сжатие В30. Марка бетона по морозостойкости при этом может варьироваться от F100 до F300. Камни, длина которых составляет 1000 мм, по регламенту ГОСТ 6665-91 должны изготавливаться на основе мелкозернистых бетонов по методике вибропрессования для обеспечения высокого качества и прочностных, физико-механических характеристик. При этом из состава раствора исключаются снижающие прочность воздушные прослойки, добиваясь максимальной плотности и однородности среды. Элементы, длина которых насчитывает 3000 мм и 6000 мм, производятся на основе тяжелых марок бетонов и для упрочнения подвергаются армированию.

Готовые камни должны обладать высокими характеристиками в области прочности и трещиностойкости, проходя испытания нагружением в заводских условиях. Предельно допустимые отклонения длины камней от линейных размеров насчитывают ±8 мм для изделий длиной 1000 мм и ±10 мм при длине 3000 мм и 6000 мм. Погрешность по высоте и ширине составляет от ±4 до ±6 мм. Толщина защитного слоя бетона армированных бордюрных камней должна составлять не менее 5 мм. На поверхности изделий допускаются трещины толщиной до 0,2 мм.

В качестве элементов армирования при производстве изделий выступает напрягаемая горячекатаная стержневая арматура с периодическим профилем классов А-IV и А-V в соответствии с регламентом отраслевого стандарта ГОСТ 5781. Для монтажа и укладки блоки оснащаются специальными монтажными петлями, предназначенными для строповки камней, их подъема, погрузки, перемещения и позиционирования.

Технология монтажа

При проектировании зоны мощения следует учесть нюансы:

  • идеально ровные участки встречаются крайне редко, пользователями дополнительно создаются неровности ландшафта для повышения эстетической ценности дизайна;
  • фигурные элементы мощения из бетона являются водонепроницаемым покрытием, с поверхности которого дождевая вода и паводковые стоки отводятся специально изготовленными уклонами;

    Уклоны для самотечного стока осадков.

  • поребрик размещается по периметру пешеходной зоны, площадки барбекю, и служит подступенком лестниц внутри подпорных стен, которыми осуществляется террасирование участка;
  • бордюр гораздо выше тротуарной плитки, для него нужно выкопать траншеи;
  • устанавливаются поребрики на пескобетон.

Поэтому вначале своими силами натягиваются шнуры с учетом уклонов самотека и отрываются траншеи для заглубления бордюрного камня, замешивается бетон из расчета 1 ведро на поребрик длиной 1 м.

Отбивка уровня и изготовление уклонов

В отличие от нахождения верхней точки пола при отделке помещений, технология разбивки участка существенно видоизменяется:

  • существующий ландшафт не стремятся выровнять в общей плоскости;
  • уклоны тротуарной плитки и поребриков копируют перепады высот местности;
  • на узких тропинках создаются только продольные уклоны, на широких дорожках и площадках к ним добавляются уклоны поперечные;
  • стоки собираются в точечные дождеприемники или линейные лотки ливневки, расположенные по краю фигурных элементов мощения;

Разметка участка шнурами.

После установки обносок на них натягиваются шнуры по внешнему периметру с учетом ширины поребрика 8 см. Верхняя грань бордюра не должна выступать над брусчаткой, если это не предусмотрено специальным проектом.

При разметке лестниц из брусчатки и невысоких подпорных стен из бордюров монтаж колышков или обносок необходим для каждой ступени отдельно. Для снижения отходов кроя и числа подрезки ФЭМ следует подогнать ширину дорожки под размер тротуарной плитки.

Ступени из бордюра.

Траншея и подстилающий слой

Поскольку бетонные изделия запрещено устанавливать на плодородный слой, который может просесть после перегнивания содержащейся в нем органики, его снимают с зоны мощения целиком. Глубина получившегося котлована обычно больше, чем толщина брусчатки, но меньше, чем вертикальный размер поребрика. Поэтому необходимо выполнить несколько действий:

  • отсыпать дно котлована песком при низком УГВ или щебнем на влажном грунте, оставив до уровня земли 8 – 10 см (5 см контактный слой песка или гранотсева, на который укладывается плитка, плюс толщина самой плитки);
  • углубить котлован по периметру траншеями под размер поребрика, 2 см слоя пескобетона, на который он устанавливается, и подстилающего слоя под ним (15 – 20 см).

Нерудный материал нужно уплотнить площадным вибратором (виброплита) или ручной трамбовкой. Не рекомендуется проливать песок ведром/шлангом, лучше обильно смочить его перед укладкой в грунт.

При незначительном увеличении бюджета строительства можно резко повысить ресурс конструкции, если выстелить дно котлована нетканым материалом (дорнит, геотекстиль), исключающим взаимное перемешивание нерудного материала с почвой, прорастание корней сорной травы.

Установка садового бордюра

Классическая технология монтажа бетонных бордюров выглядит следующим образом:

  • изготовление постели – пластичный пескобетон укладывается на подстилающий слой, выравнивается кельмой для 2 – 3 элементов максимум;
  • монтаж поребрика – выставленный камень осаживается на бетоне резиновой киянкой;
  • боковая фиксация – на уложенный бордюр наносится кельмой бетон снаружи и изнутри для образования небольшого уширения в нижней его трети по высоте.

Поребрики устанавливаются по шнуру вплотную друг к другу. Крой осуществляется специальным инструментом – гильотиной либо УШМ с оснасткой по бетону (алмаз, абразив).

Гильотина для раскалывания поребрика.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий