В Правительстве РФ обсуждают новый способ оплаты за ТКО

Важные пункты законодательства

Ещё на этапе разработки законопроекта было введено новое понятие – твёрдые коммунальные отходы или ТКО. Это утиль, образуемый в жилых помещениях, как результат деятельности:

  • юридических лиц;
  • физических лиц;
  • предпринимателей.

Также к ТКО относится всё, что утратило первоначальные свойства и не может быть использовано в дальнейшем. В категорию входят:

  • мусор, образовавшийся в результате осуществления косметического ремонта;
  • предметы мебели;
  • бытовая техника;
  • пищевые отбросы;
  • металл;
  • бумага;
  • пластик и т. п.

Изменённые правила утилизации призваны приучить граждан к раздельному сбору утиля. На контейнерных площадках вскоре будут размещаться баки разных расцветок. Каждый цвет соответствует определённому виду мусора.

Договорённость

В законе за №89-ФЗ, статье 24,7, пункте 5-м предлагается форма договора на предоставление сервиса по обращению с ТКО.

В документе обязательно указываются дата заключения соглашения и место. В нём должно быть чётко прописано наименование оператора и лаконично дана информация о нём, перечислены обязанности компании-оператора, которая будет заниматься утилизационными вопросами.

В договоре должны быть перечислены все необходимые потребителю сведения:

  • где будет складироваться мусор;
  • по каким тарифам работает поставщик услуги;
  • график вывоза отбросов.

Процедура уборки свалок

Одна из целей постановления о вывозе мусора – полное уничтожение незаконных свалок. Назначенный властью оператор должен выявлять их в городской и сельской местности, и предпринимать меры для ликвидации несанкционированных мусоросвалок размером более 1 м3.

Кто несёт ответственность за вывоз мусора?

Вывоз отходов с контейнерных площадок осуществляет региональный оператор, назначенный властью. В роли такового может выступать компания, которая отвечает всем требованиям закона. ГУПы и МУПы могут заниматься перевозкой утиля только при наличии соответствующей лицензии.

Если оператор обнаруживает несанкционированную свалку, он должен действовать следующим образом:

  1. Узнать, кто является владельцем территории расположения незаконного сброса отходов.
  2. Обратиться к собственнику с официальным требованием в течение 30 суток ликвидировать свалку.
  3. Проверить выполнение предписания.
  4. Если требование не выполнено, обратиться в судебную инстанцию.

Мусоропроводы

За состояние мусоропроводов, размещённых в многоквартирных домах, по закону, отвечают управляющие компании. Им вменяется в обязанности:

  • содержать мусоропроводы в должном санитарном состоянии;
  • поддерживать порядок в зоне выброса отходов;
  • своевременно осуществлять очистку, дезинфекцию и дезинсекцию.

Можно ли не платить за вывоз мусора

Согласно жилищному законодательству, каждый гражданин обязан своевременно и в полном объёме оплачивать потребляемые коммунальные услуги, вне зависимости от наличия или отсутствия договора с поставщиком услуги. Поэтому избежать оплаты услуги вывоза мусора законным путём невозможно.

При неоплате, или несвоевременной оплате услуги, будет начисляться пеня. В случае, если такая мера воздействия на неплательщика не окажется эффективной, сумма задолженности будет взыскана с гражданина в судебном порядке, с привлечением службы судебных приставов-исполнителей.

Это важно знать: Образец заявления судебным приставам о принятии исполнительного листа

Другие важные нововведения реформы

Появление региональных операторов

С изменениями закона введены новые понятия. Одно из них – региональный оператор. Это мусороуборочная компания, которая заключает со всеми собственниками отходов, в пределах территории обслуживания, договор на обращение с ТКО. Она определяется по результатам конкурсного отбора на срок не более 10 лет.
Как правило, это крупная компания, обеспечивающая наибольший объем вывоза мусора. Все потребители обязаны заключить договор с региональным оператором и оплачивать услугу по ТКО на его расчетный счет.
Остальные мусороуборочные компании, называемые просто «операторами» и являются подрядчиками.
Обращение с отходами является лицензируемым видом деятельности. Все операторы, включая и регионального, обязаны получить лицензию.

Раздельный сбор мусора

Правительством России принят ряд решений для стимулирования раздельного сбора мусора, что позволит снизить затраты на их дальнейшую сортировку и переработку.

Обратите внимание! Для потребителей, сортирующих мусор, тарифы могут быть снижены.

Появился тариф на обработку отходов, которая включает сортировку, разборку и очистку. Это стимулирует дальнейшее развитие переработки мусора, поскольку не все затраты ранее окупались.

Борьба с несанкционированными свалками

Обязанность ликвидации самовольных свалок лежит на собственнике земельного участка, выявить которого должен региональный оператор. Если собственник не принимает мер по ликвидации в течение30 дней, то региональный оператор обязан ликвидировать свалку и имеет право предъявить затраты собственнику участка, в том числе и через суд.

Проблемы в реализации мусорной реформы

К проведению реформы готовились заранее, но невозможно провести столь масштабные преобразования без ошибок. Не все нововведения толкуются однозначно. Поэтому многие положения меняются непосредственно в ходе реформы.
Пока не принят порядок распределения объемов по обращению отходов среди подрядных организаций. Есть опасения, что региональные операторы все объёмы со временем заберут себе и станут монополистами.
Многие мусороуборочные компании не имеют своих полигонов, а порядок их допуска к существующим не определён. Конкуренты вынуждают мелких операторов вывозить отходы на дальние полигоны, порой в соседние районы, что делает их бизнес убыточным.
Решить данную проблему сложно, ведь собственник полигона вправе сам определять, с кем ему работать. Чаще всего он тоже является оператором и конкуренты ему на его полигоне не нужны.
Возможно, правительство пойдет по пути разделения деятельности по видам обращения с отходами:

  1. Сбор, сортировка, перевозка – один вид.
  2. Переработка – второй.
  3. Утилизация – третий.

Подобное решение уже опробовано в энергетике, где произошло разделение на генерацию, передачу, сбыт.
Не разработан ценовой механизм стимулирования сортировки отходов на площадках. Не ясно кто должен забирать рассортированные отходы – операторы или организации, заинтересованные в получении этих отходов. Для их вывоза порой нужны спецмашины.
Например, стеклобой нужно вывозить специальным транспортом. Пластиковые бутылки с закрытыми пробками не сжать простым уплотнением в мусоровозе. Нужен пресс с прокалывающими иглами для выхода воздуха. А это совсем другое оборудование.
И все же проведенная реформа позволила существенно улучшить ситуацию и дала дальнейший стимул в наведении порядка, во всех смыслах этого слова.

Деятельность региональных операторов

Согласно положениям ФЗ № 493, региональные операторы будут выбираться согласно конкурсу, который обязаны проводить региональные власти. Конкурс будет проводиться на основании локального акта о его открытии. Решение должно приниматься специально созданной административной комиссией.

В функции регионального оператора будет включаться вся деятельность по вывозу бытового мусора с территории населённых пунктов по всему региону. А также — его последующая переработка, утилизация и захоронение.

В том случае, если проведение конкурса окажется невозможным, муниципалитет вправе пользоваться услугами определённого оператора без проведения конкурса. Но период его деятельности не должен превышать один календарный год. При возникновении вопросов, выходящих за рамки установленных Правил, муниципалитеты буду обязаны согласовывать все действия с Федеральными властями.

Мусорная реформа и новые тарифы

Так называемая «мусорная реформа» основана на внесении изменений в статью 29 Закона № 89-ФЗ, на основании Федерального Закона от 25.12.2018 г. под № 483-ФЗ. Он вступил в силу с 1.01.19 года. Регионы и города Федерального значения переходят на новые условия постепенно, согласно условиям, указанным в документе.

Мнение эксперта ВалерияЮрист и эксперт сайта мусорная-реформа.рф

Для городов Федерального значения предусмотрена отсрочка от перехода на новые условия организации работы с ТКО, до 1 января 2022 года.

Основные изменения затронули следующие сферы:

  1. Вывоз мусора будет осуществляться региональными операторами – представителями крупных поставщиков услуг.
  2. Изменятся тарифы на вывоз мусора.

Существенное изменение коснулось сферы регулирования процедуры по организации работы с ТКО. Теперь ответственность за все действия в данной сфере будут переданы муниципальным образованиям. То есть, ими будет заниматься исполком населённого пункта. Соответственно, это потребует расширения его полномочий, приёма и подготовки сотрудников, которые будут заниматься данным вопросом.

Тарифы на услуги теперь будут зависеть от местной администрации, которая будет принимать решение об услугах той или иной компании и рассматривать предлагаемые ею ценовые варианты. В то же время поставщик услуг будет назначать их в зависимости от возможностей региона на утилизацию мусора. Расчёт оплаты за услуги будет производиться исключительно в соответствии с определёнными методиками и правилами. Оплата будет взиматься в рамках платы за коммунальные услуги, как обычно.

Штрафы за нарушение экологических норм при обращении с ТКО

В Федеральном законе №141-ФЗ от 17.06.2019 прописаны нарушения при обращении с коммунальными отходами:

  • несоблюдение требований по охране окружающей среды и мониторинга загрязнения;
  • нарушение сроков и порядка предоставления отчетности;
  • неуплата установленных сборов;
  • несоблюдение условий сбора, утилизации и хранения ТКО;
  • неисполнение обязанностей по разработке проектов норм потребления;
  • превышение допустимых лимитов на размещение ТКО;
  • неправильная классификация отходов;
  • применение ТКО для рекультивации;
  • отсутствие контроля за объектом размещения отходов.

Санкции за неправильное обращение с ТКО в 2020 году ужесточились. Размер штрафа зависит от этапа, количества, повторов нарушения и последствий для экологии. В зависимости от масштаба нарушения и категории ответчика, штраф составит от 20 до 350 тысяч рублей.

Какие регионы участвуют, какие получили отсрочки

На начало 2021 года в «мусорную реформу» вошли 70 из 85 субъектов Российской Федерации. Еще шесть регионов сообщили, что все необходимые процедуры выполнят в течение первого квартала. А девять субъектов – взяли отсрочку до 2021 и 2022 годов.

Это:

  1. Владимирская область
  2. Еврейская автономная область
  3. Забайкальский край
  4. Курганская область
  5. Ненецкий автономный округ
  6. Омская область
  7. Приморский край
  8. Республика Марий Эл
  9. Хабаровский край

В регионах свою неготовность объяснили тем, что на их территории нет необходимой инфраструктуры и прежде всего полигонов. Например, в Приморье на момент вступления в силу поправок «мусорной» реформы ближайшие точки для вывоза отходов находятся в 300-400 километрах от административных центров. Во Владимирской области власти не смогли определиться с региональным оператором, антимонопольная служба трижды вмешивалась и отменяла результаты конкурса.

Кроме того, в некоторых проблемных регионах оказалась не подготовлена документационная база, а также не начаты процедуры строительство сортировочных и перерабатывающих объектов.

Незадолго до начала 2021 года процесс адаптации к «мусорной реформе» ускорила Генеральная прокуратура, инициировавшая проверки из-за информации о срывах в субъектах в части утверждения территориальных схем.

В итоге в новый год большинство регионов вошли и с утвержденными схемами, и с выбранными региональными операторами. Однако в большинстве регионов первые месяцы сопровождались вспышками активности населения и неприятием реформы. Большая часть недовольства пришлась на утвержденные регионами тарифы, которые значительно отличались от прежней платы за вывоз мусора. Местные региональные парламенты начали готовить обращения в Госдуму и правительство РФ с просьбой выступить в качестве регулятора ситуации.

В апреле 2021 года президент РФ Владимир Путин обратил внимание федерального правительства на то, что тарифы на вывоз мусора должны находиться на контроле и не должны расти

Проблемы при реализации Мусорной реформы

Мнение эксперта

Куртов Михаил Сергеевич

Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

Большинство регионов оказалось не готово к столь масштабным изменениям. Не везде была проведена соответствующая подготовительная работа в правовом и техническом аспектах, что в ряде городов привело к масштабным накоплениям мусора в первые месяцы 2021 года. Не везде своевременно были определены региональные операторы и утверждены тарифы на их услуги. Тем не менее позже ситуация стабилизировалась, однако до сих пор, в частности, не решён вопрос сортировки мусора, хотя раздельные контейнеры для различных его видов в ряде регионов внедрены.

Кому мы будем платить?

Жители многоквартирных домов могут платить за обращение с ТКО как через УК или ТСЖ, так и, в ряде исключений, непосредственно региональному оператору.

Как и в случае с остальными коммунальными услугами для многоквартирных домов исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО остается управляющая организация (п. 148.7 Правил оказания коммунальных услуг).

Плата за коммунальную услугу в таком случае вносится в УК или ТСЖ однако ЖК РФ и Правила оказания коммунальных услуг предусматривают, что общим собранием собственников может быть принято решение платить непосредственно региональному оператору.

Также, платить в кассу регионального оператора придется в случаях если:

— в доме выбран способ управления – непосредственное управление;

— если не выбран способ управления;

— если по какой-то причине расторгнут договор между управляющей организацией и региональным оператором, например, управляющая организация накопила просуженный долг более чем за 2 месяца;

— владельцам нежилых помещений;

— если это не многоквартирный дом, а частное домовладение.

При временном отсутствии граждан плата за ТКО не начисляется

Верховным судом рассматривалось дело по заявлению о признании недействующим пункта 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

Заявитель ссылался на то, что оспариваемые положения не соответствуют части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 1, пункту 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статье 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 27, пункту 4 статьи 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и нарушают ее права на оплату тех услуг, которые были ей фактически оказаны.

Начисление платы за ЖКУ: по количеству проживающих или зарегистрированных?

Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги при наличии приборов учета и без них происходит по-разному. При отсутствии счетчиков плата за коммуналку осуществляется за число проживающих в квартире Подробнее В частности, истец указала, что в ее собственности находится квартира. На основании оспариваемой нормы ей начисляют оплату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая рассчитана с учетом количества собственников жилого помещения, то есть на одного человека. Региональному оператору по обращению с твердыми бытовыми отходами она представила документы об отсутствии проживающих в указанной квартире в течение всего календарного года, но ей было отказано в перерасчете платежей.

В удовлетворении иска заявителю было отказано, однако Верховный суд РФ в своем решении указал следующее.

  • пункт 148(36) Правил определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами;
  • твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления;
  • ч. 11 ст. 155 Жилищного кодексапредусматривает, что при временном отсутствии граждан в жилом помещении внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан. Порядок этого перерасчета утверждается Правительством РФ;
  • Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил;

Как в соответствии с законом устанавливается число фактически проживающих граждан

Подробнее Подводя итог рассмотрения дела, Верховный суд РФ указал, что доводы истца о том, что региональный оператор отказал в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно статье 3 ГК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Соответственно, если региональный оператор отказал в перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, то такому потребителю необходимо обратиться либо в суд с иском о защите нарушенных прав, либо с жалобой в орган государственного жилищного надзора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Тарифы на транспортировку ТБО в некоторых регионах страны

Субъект РФДля многоквартирных домовДля жителей частного сектора
Тюменская обл.действует плата за кв. м.действует плата за кв. м.
Московская обл.действует плата за кв. м.действует плата за кв. м.
Ленинградская обл.действует плата за кв. м.действует плата за кв. м.
Новгородская обл.57,39 руб/чел39,86 руб/чел
Воронежская обл.165,02 руб/чел157,64 руб/чел
Республика Алтай53,68 руб/чел61,73 руб/чел
Краснодарский край121,69 руб/чел139,6 руб/чел
Брянская область91,65 руб/чел70,76 руб/чел
Курганская обл.(отложена, применяется старая схема)(отложена, прим. старая схема)
Пермский крайдействует плата за кв. м.71,70 руб/чел
Астраханская обл.96,46 руб/чел63,12 руб/чел

Написать открытое письмо президенту

Следует заметить, что при вывозе ТБО может применяться льгота. К льготным категориям относят:

  • многодетные семьи;
  • инвалиды или родители детей-инвалидов;
  • пережившие блокаду Ленинграда;
  • ветераны труда, в частности на местном уровне в регионах;
  • ликвидаторы ЧАЭС;
  • пенсионеры.

Размер компенсационных выплат устанавливается отдельно в каждых округах и зависит от категории льготников. К примеру, в Ямало-Ненецком АО часть скидки компенсируется из местного бюджета, а каждая квартира получает платежку с фиксированной платой в 150 рублей. Ветераны смогут минимизировать плату за транспортировку отходов на 50%, многодетные родители на 30%, а пенсионеры на 30-100% в зависимости от возраста.

Малоимущие семьи могут воспользоваться субсидией, которая полагается в случае превышения оплаты за услуги 22% семейного бюджета.

Для получения льготы или субсидии обращаются в местный центр социальной поддержки или орган социальной защиты.

Кто предоставляет

Законодательно это закреплено за региональным оператором. Его обязанности закрепляются Федеральным законом, регулируются органами надзора региональной власти.

Обязанности регионального оператора

Обязанности регионального оператора закреплены законодательными и нормативно-правовыми документами. К ним относят:

  • Заключение соглашения на оказание услуг с жильцами домов. Региональный оператор обязуется это сделать в течение месяца после вступления приказа о назначении на должность.
  • Оповестить жителей о необходимости заключения договора, разослать типовые договора по адресам.
  • Производить сбор твердых коммунальных отходов. С 2021 года действуют территориальные схемы размещения, где закреплены все площадки для хранения, захоронения, утилизации. Все действия регионального оператора осуществляются согласно им.
  • Осуществлять транспортировку. Оператор обязуется закупить качественную технику. Требования к ней описаны в нормативной документации. Она должна быть оснащена системой спутниковой навигации.
  • Своевременно обрабатывать, утилизировать, обеззараживать мусор. На каждом этапе обращения оператор несет ответственность, обязуется соблюдать установленные нормы, правила. Способы переработки закреплены Постановлением Правительства №1156 от 12 ноября 2016 года.
  • Соблюдать установленные нормы, правила при работе с опасными видами отходов.
  • Осуществлять внедрение современных мусоросортировочных комплексов на придомовых технических площадках.
  • Применение новых технологий ликвидации несанкционированных мусорных свалок. Сейчас действует система штрафов для собственников земель, на которых они были обнаружены.

Операторы осуществляют деятельность в соответствии с региональными программами, утвержденными на законодательном уровне. Они создаются по требованиям Федерального закона, их содержание соответствует техническим, санитарно-гигиеническим и природоохранным нормам. При нарушении оператором установленных норм и правил, собственники вправе обратиться с заявлением о возвращении денег за последний период.

Остается вопрос – как подписать договор с оператором? Особенности заключения соглашения закреплены законодательно Постановлением Правительства №1156. В течение 30 дней с момента назначения регионального оператора на должность, он обязан разослать уведомления жильцам, которым потребуется подготовить пакет документов.

Он включает в себя:

  • свидетельство о регистрации собственности,
  • копию домовой книги с указанием числа прописанных граждан,
  • технический паспорт с отметкой об общей жилой площади.

Оператор должен проверить документы в течение 15 рабочих дней, подготовить соглашение.

Вопрос-ответ

Мы стали больше или меньше платить за мусор

Раньше жители квартир платили за услугу вывоза отходов до 80 руб. ежемесячно. По подсчётам экспертов стоимость вывоза мусора в 2019 году выросла от 12% до 15%. Теперь в среднем приходится до 180 руб. на каждого живущего в квартире.

Есть ли льготы

Граждане, у которых есть льготы на оплату коммунальных услуг, автоматически получают льготы и по мусорному тарифу.

Обращение с ТКО — коммунальная услуга. На нее, как и на прочие коммунальные услуги, распространяются правила начисления льгот и выплат компенсаций. Чтобы узнать какие льготы есть в вашем регионе, нужно обратиться в местное отделение соцзащиты населения.

Если договор уже заключен

Что делать, если договор на вывоз мусора уже заключён и он действует? Нужно ли заключать новый договор с новым региональным оператором?

Нужно, поскольку в п. 6. ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ сказано, что ранее заключенные договоры на сбор и вывоз ТКО действительны до момента начала работы регионального оператора.

Как на счет садоводческих кооперативов

Мы состоим в садоводческом кооперативе, дети — члены гаражного кооператива? Нам нужно заключать договоры на вывоз мусора?

Нужно заключать. Обязанность соглашения на вывоз отходов распространяется на все товарищества —огороднические, садоводческие и все кооперативы — гаражные, лодочные у которых образуются ТКО.

Поскольку отходы есть не только в местах постоянного проживания, но и там, где люди появляются периодически или в определенное время года.

Кому принадлежит контейнерная площадка и кто отвечает за её содержание?

Собственниками площадок с контейнерами могут быть управляющие компании многоквартирных домов, ТСЖ или муниципальные власти.

Если площадка входит в общедомовое имущество и расположена на придомовой территории, за неё отвечает управляющая компания или ТСЖ.

Если контейнеры стоят на муниципальной земле — ответственны чиновники из администрации. Они должны её содержать и ремонтировать.

Это закреплено в п.13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

А если в посёлке нет контейнерной площадке, кто будет вывозить отходы?

Этим вопросом должна заниматься администрации посёлка и района. Они должны соблюдать «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и установить контейнеры для сбора отходов. Иначе это нарушение закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Что делать, если мне неправильно посчитали плату за ТКО в квитанции?

Сначала нужно обратиться с заявлением в компанию-оператора с просьбой сделать перерасчет стоимости. Пересчитать должны в течение 5 дней. Если этого не сделают, нужно писать жалобу на компанию-оператора в региональное ведомство по ценам и тарифам. В случае его игнорирования, обращаться в прокуратуру. Но, не забывайте, что вы не можете не платить за мусор — это обязательная графа для всех собственников квартир.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий