Строительные нормы для вводимых в эксплуатацию объектов могут быть упрощены

Свободу нужно заслужить

Чего по-настоящему стоит опасаться после перевода значительной части отраслевых требований в разряд рекомендованных, так это отмены контроля над процессом строительства. Которая развяжет руки компаниям, занимающимся возведением жилья или коммерческой недвижимости эконом-класса.

Андрей Стригалев, директор «НДВ-Девелопмент», предупреждает:

«Данная мера носит двоякий характер. Некоторые СНиПы, требования и нормативы, которые были разработаны еще в 30-х годах, действительно, сильно устарели. Назрела острая необходимость в пересмотре ГОСТов. Нужно глубоко проработать данный вопрос, выявить, что убрать, как атавизм, а что оставить как крайне необходимое.

Если же пустить все на самотек, велик риск недобросовестного строительства, появления многочисленных «человейников» с большим количеством нарушений, например, в шумо- и гидроизоляции, инсоляции помещений и многом другом».

Особенности ввода в эксплуатацию многоквартирных жилых домов

Введение в эксплуатацию многоквартирных жилых домов (ИЖС), это процедура, необходимая для подтверждения факта готовности строения к заселению жильцов, и соответствия требованиям и нормативам действующего законодательства.

По окончанию строительства, такой объект обязательно проходит проверку местными органами стройнадзора на основании заявления застройщика. Проверяющие анализируют процесс строительства от закладки фундамента до завершающих этапов строительных работ. По результатам итоговой проверки формируется Заключение о соответствии (ЗОС) объекта строительства требованиям тех.регламентов заявленному проекту.

Поэтому, ЗОС будет выдан только при наличии регулярного надзора в течении проведения строительных работ. Если, по вине застройщика, контроль отсутствовал, организация имеет право отказать в выдаче заключения.

При самовольном изменении застройщиком отдельных частей объекта, без уведомления об этом стройнадзора, также может быть отказано в выдаче ЗОС. В этом случае застройщику необходимо произвести обследование измененных конструкций в другой организации, имеющей лицензию на проведение соответствующих работ. При получении положительных результатов обследований, стройнадзор может пересмотреть возможность выдачи заключения о соответствии.

Далее создается специальная комиссия, которая изучает проектную документацию и производит проверку здания на предмет соответствия строительным и санитарным нормам. Состав комиссии должен соответствовать перечню, указанному в ст.55 ГрК РФ. В числе членов комиссии должны обязательно быть сотрудники Санэпиднадзора, электроснабжающей организации и специалисты, ответственные за противопожарную безопасность. При принятии решения, комиссией учитываются данные ЗОС стройнадзора.

Для получения разрешительного документа на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, в орган исполнительной власти подается соответствующее заявление и предоставляются необходимые документы.

Документация, необходимая для получения разрешения

В список документов, согласно Градостроительного кодекса, входят:

  • заявление застройщика;
  • заключение стройнадзора;
  • разрешение на строительство;
  • документы о праве владения землей;
  • градостроительный план;
  • схема местоположения строения на земельном участке;
  • тех.план;
  • документы, подтверждающие выполнение тех. условий и подписанные поставщиками энергоресурсов.

После рассмотрения пакета документов, органами самоуправления решается вопрос о выдаче разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Порядок ввода

Общий порядок ввода дома в эксплуатацию в техническом и организационном плане после подписания соответствующего акта его приема выглядит следующим образом:

  • завершаются все работы по отделке и подготовке всех внутренних помещений, его межэтажных коммуникаций, прилегающей территории
  • производится запуск в режим постоянной эксплуатации всех систем жизнеобеспечения многоквартирного дома — заполняется система отопления до нужного рабочего давления и температуры, включается система электрического энергоснабжения. В это же время осуществляется поквартирный обход, а также всех подвальных и чердачных помещений дома с представителями организации жильцов – дольщиков. Этот обход обязательно выполняется на предмет обнаружения неисправностей, протечек и прочих строительных дефектов;
  • заключается соглашение с управляющей компанией, которая будет непосредственно заниматься обслуживанием дома;
  • осуществляется сдача квартир каждому владельцу, о чем составляется соответствующий акт. Прием квартир новыми собственниками должен осуществляться по заранее составленному и согласованному с будущими жильцами дома графику. График должен быть в открытом публичном доступе.

После того, как все эти мероприятия будут завершены, сдачу дома в эксплуатацию можно считать завершенной.

Кто выдает разрешение

В комиссию входят представители Ростехнадзора

Непосредственная ответственность за надзор в процессе строительства жилых домов, прием объектов в эксплуатацию возложена на ФГУ «Государственный архитектурный и строительный надзор» (ГАСН).

Кроме этого существует такая организация, как ФГУ «Ростехнадзор».

В ее сферу компетенции входит надзор в сфере строительства в части соблюдения технических нормативов, стандартов и требований при возведении объектов жилой недвижимости .

Кроме этих основных организаций в приемке готового дома участвуют также и органы местной исполнительной власти (в лице администрации города, района или поселения), которые непосредственно выдавали разрешение на строительство объектов в пределах границ населенного пункта.

Таким образом, в состав комиссии, которая будет подписывать акт приема МКД в эксплуатацию, включаются:

  1. Представители «Ростехнадзора»
  2. Представители компании — застройщика
  3. Представители органов местного самоуправления.
  4. Представитель коллективного органа будущих владельцев квартир- общественная или некоммерческая организация (НКО или СРО) инвесторов – дольщиков.

Предварительная подготовка

Прежде, чем МКД или другой подобный объект жилой недвижимости будет принят в эксплуатацию, подписан акт его приемки и розданы ключи новым жильцам, застройщику необходимо провести ряд мероприятий и подготовительных работ.

 В этот перечень входит следующий комплекс работ и решаемых задач:

  1. До ввода дома в эксплуатацию застройщик обязан, прежде всего, обеспечить надлежащим образом отвод земельного участка. В его обязанность входит произвести государственную регистрацию права собственности или права долгосрочной аренды на участок земли, предоставленный застройщику для строительства многоквартирного дома или иного объекта недвижимости, в состав которого входят объекты долевого строительства. Порядок предоставления земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется ст. 38–38.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

В некоторых случаях застройщики осуществляют процесс оформления земельного участка уже после того, как начали возведение дома. А есть и прецеденты, когда этот вопрос начинает решаться уже после того, как дом почти полностью готов.

В этом случае застройщик и его клиенты инвесторы — дольщики могут столкнуться с серьезными проблемами.

  1. Завершение возведения объекта, согласно утвержденному проекту, в том числе и благоустройство прилегающей территории.
  2. Следующей обязанностью застройщика до ввода многоквартирного дома или иного жилого объекта в эксплуатацию – это, так называемая, информационная обязанность. Застройщик обязан предоставить по требованию любого участника долевого строительства всю необходимую ему информацию относительно проекта строительства. При этом такой дольщик обязан представить соответствующим образом оформленный договор долевого участия в строительстве и документ, удостоверяющий его личность.

 К такой информации (п. 2 ст. 21 ФЗ «Закона об участии в долевом строительстве») относят:

  • разрешение на строительство;
  • технико-экономическое обоснование проекта строительства МКД или другого объекта жилой недвижимости;
  • заключение государственной экспертизы по проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом;
  • проектную документацию, включающую все внесенные в нее изменения;
  • документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок.
  1. Оформление технического паспорта на объект или МКД. Этот процесс осуществляется с помощью органов технического и строительного надзора, также производится постановка дома на учет в органы БТИ.
  2. Построенный МКД или другой объект жилой недвижимости должен иметь соответствующий адрес и ему обязательно присваивается порядковый номер. Для получения почтового адреса и номера дома оформляется постановление главы администрации муниципалитета за его подписью.
  3. Пакет технической документации, а также договоры, заключенные с компаниями поставщиками коммунальных услуг – электроснабжение, водоснабжение, отвод канализационных вод, обслуживание лифтового хозяйства, вентиляционного и охранного оборудования. Сюда также включаются контракты с коммунальными предприятиями, осуществляющими благоустройство прилегающей территории, оборудование детских площадок и других бытовых помещений, предусмотренных проектом МКД.
  4. Акт о проведении соответствующих технических испытаний всех внутренних систем дома — опрессовка тепловых магистралей, проверка водоснабжения, электрических кабелей и внутридомовой системы электроснабжения.

Основной список документов для ввода объекта в эксплуатацию

Получение акта введения в эксплуатацию нежилых помещений, магазинов и торговых центров производится департаментом, выдавшем разрешение на строительство, подается заявление в 2 экземплярах. Помимо заявления, необходимо предоставить:

  • акт о завершении строительства, оформленный совместно с застройщиком;
  • документы, подтверждающие право использования земельного участка;
  • кадастровый план, либо проект планировки и межевания земельного участка;
  • разрешение на строительные работы;
  • акт приемки строительного объекта, либо договор подряда;
  • подтверждение соответствия объекта строительства или реконструкции требованиям технической документации, подписанное лицом, ответственным за строительство;
  • заключение энергоснабжающей организации о соответствии электроустановок помещения требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета;
  • заключение службы противопожарной безопасности;
  • разрешение компании по эксплуатации инженерно-технических сетей (при наличии);
  • акт приемки органов по охране культурного наследия, при проведении реставрационных, либо других работ в зданиях, определенных ФЗ №73 от 25.06.2002г.

Порядок получения акта

Пакет документов регистрируется в органах исполнительной власти, после чего производится тщательная проверка представленных бланков.  Объем документов должен соответствовать перечню и требованиям статьи 55 ГрК РФ. В случае отсутствия необходимой информации, либо её несоответствия требованиям законодательства, выносится решение «Отказать в выдаче разрешения».

В этом случае владелец недвижимости может доукомплектовать недостающие документы и снова подать заявление на выдачу разрешения. В случае несогласия с решением, владелец имеет право обратиться в суд.

Порядок действия рабочих комиссий

Перед началом своей деятельности рабочая группа проверяет наличие у генерального подрядчика всех необходимых лицензий и оформленной должным образом технической документации. После этого производится детальный осмотр предъявленного объекта относительно соблюдения норм СМР и осуществления проекта в натуре.

Осмотр строений или зданий производится в той же последовательности, как проходило их строительство:

  • подземные помещения и заглубленные сооружения;
  • надземные помещения;
  • благоустройство территории.

Параллельно с осмотром здания, также изучается наличие необходимых инженерных систем и оборудования.

Члены приемочной комиссии наделены правом требования от подрядчика вскрытия заглубленных сооружений, даже если в наличии имеются все необходимые акты освидетельствования скрытых работ.

Если таковые акты есть, то такие действия оплачиваются заказчиком, в противном случае – подрядной организацией. Перечень документов о выполнении скрытых работ достаточно широк и включает подтверждение таких процессов:

  • гидроизоляция подвальных стен и фундаментов;
  • армирование монолитных конструкций из железобетона;
  • устройство дренажей, фундаментов для установки оборудования, оснований под укладку полов, рулонной кровли;
  • защита от коррозии металлических конструкций, сварных соединений и закладных деталей;
  • устройство осадочных и деформационных швов, герметизация стыков.

Во время осмотра проверяющие делают заметки обо всех обнаруженных дефектах, недоделках и недостатках. Эти записи оформляются как ведомость, прилагаемую к акту комиссии, в ней указываются ответственные исполнители и устанавливаются временные рамки устранения выявленных недостатков. Указанная ведомость с перечнем дефектов и замечаний представляет собой основу для принятия решения о качестве возведенного сооружения в целом и его конструктивных элементов в частности.

В эксплуатацию не принимаются сооружения, имеющие недоделки, которые будут препятствовать его полноценному использованию. Если речь идет о производственном объекте, то не допускается отступлений от пускового комплекса, т.е. применение так называемых “укороченных” или “временных” технологических схем. При серьезном нарушении СНиП работа заказчиком не принимается и оплата за нее не проводится. Такие процессы до момента устранения нарушений не учитываются в общем объеме выполненных подрядчиком работ.

Если же рабочая группа, учтя все недостатки, считает возможным допустить объект или пусковой комплекс к эксплуатационной приемке, то результатом проверок становится акт, составленный в 5 экземплярах и подписанный всеми членами комиссии. В нем подтверждается готовность сооружений или зданий законченных строительством для начала проверки Госкомиссией (по форме, указанной в Приложении 3). Кроме того, рабочей группой сводятся все материалы для изучения представителями Госкомиссии, заверенные подписями руководителей и печатями организаций-участников строительства. Также целесообразно включить в этот пакет расчеты относительно сметной стоимости сооружения и затрат на его ввод в эксплуатацию и приказ о назначении рабочей комиссии.

Получив полный пакет документов, застройщик самостоятельно (без привлечения генерального подрядчика) организовывает деятельность Госкомиссии. Если заказчик принял строительство без надлежащей оценки соответствия, то он теряет право сослаться на явные недостатки, которые могли быть выявлены при надлежащей проверки.

Ввод объекта в эксплуатацию: расходы

Затраты не включаются в сводную смету. Расходы на ввод в эксплуатацию составляются в отдельном документе. В смете учитываются затраты:

  • На выполнение работ по пуску и наладке оборудования подрядными организациями.
  • На топливно-энергетические и материальные ресурсы, которые необходимы для проверки и комплексного опробования технического оснащения.
  • На содержание инженерно-технических сотрудников и рабочих, привлекаемых для осуществления пуска и наладки.
  • Непредвиденные обстоятельства.
  • Техническую помощь научно-исследовательских и проектных организаций, осуществляющих составление сметных документов, консультирование и экспертизы во время пусконаладочных работ, транспортировку персонала и прочее.

Упразднят по-быстренькому

Ранее Минстроем РФ уже проводилась ревизия нормативной базы в строительной сфере. Национальным проектом «Жилье и городская среда» в период с 2018 по 2022 годы предполагалась разработка порядка 200 новых сводов правил в строительной отрасли и еще около 400 ждала актуализация.

«Пять лет в нашей стране нормы, своды правил, ГОСТы по разным причинам не актуализировались и не нормализировались, при том, что эти нормы в 2015 году были, откровенно говоря, отсталыми. Я думаю, что на следующей неделе мы официально утвердим изменения», – обещал в середине июня вице-премьер РФ Марат Хуснуллин на встрече с представителями «Деловой России».

На следующей после этого неделе, во время телеобращения к россиянам президент РФ Владимир Путин заявил:

«Знаю, что на первом этапе правительство готово перевести почти треть действующих требований к стройке в разряд рекомендаций. Эту работу надо обязательно продолжать, ведь такие резервы у нас есть буквально повсюду, во всех отраслях».

Порядок проведения экспертной оценки и выдачи акта ввода дома в эксплуатацию

Оценка готовности к проживанию объекта индивидуального жилищного строительства проводится в два этапа:

  1. Выдача владельцу объекта жилой недвижимости «Заключения о соответствии построенного здания требованиям проектной документации и технических регламентов» (ЗОС)» на основании документов, составленных в результате проведения проверок стройнадзором в ходе строительства объекта и итоговой проверки завершения строительных работ. 
  2. Выдача владельцу разрешения на ввод дома в эксплуатацию. 

В качестве экспертной комиссии выступают органы местного самоуправления, в состав комиссии входят специалисты, отвечающие за полноценное функционирование и безопасность объекта жилой недвижимости (ст. 55 Градостроительного кодекса РФ): сотрудники Санэпиднадзора, пожарной и сантехнической службы, сотрудники водоканала и газовой службы, и другие.

Основной порядок действий для ввода индивидуального жилого дома в эксплуатацию включает в себя следующие шаги:

  • Сбор необходимого пакета документов (правоподтверждающие, разрешающие, промежуточные акты проверки). 
  • Подача заявки на вызов приемной комиссии в администрацию по месту расположения строительного объекта. 
  • Получение заключения о соответствии жилого объекта требованиям Градостроительного кодекса РФ. 
  • Обращение в администрацию за разрешением зарегистрировать право собственности на объект.
  • Получение на руки акта ввода дома в эксплуатацию. 

В случае выявления каких-либо несоответствий стандартам, проверяющими составляется отдельное заключение с установлением сроков для устранения недочетов. После этого необходимо снова вызвать приемную комиссию.

Отражается ли ввод в эксплуатацию в бухучете?

Для ответа на указанный вопрос сначала обозначим, что в себя включает данная процедура. Это приемка здания (сооружения) или иного объекта приемочными комиссиями, оформление самого акта приемки и выдача разрешения на эксплуатацию здания (сооружения) или иного объекта. Ни одна из названных процедур сама по себе не отражается в бухгалтерском учете, так как не приводит к изменению финансовых показателей (активов и обязательств, доходов и расходов). Хотя нет. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть платной для заявителей процедурой, в связи с чем у них возникают расходы. Они либо признаются текущими, либо капитализируются в стоимости вводимого в эксплуатацию объекта. Выбор варианта непрост.

Обратимся к ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В нем не упоминается термин «ввод в эксплуатацию», за исключением указания на то, что в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации. В п. 4 поименованного документа перечислены условия, которые должны выполняться для принятия актива к бухучету в качестве ОС. Одним из условий является предназначение объекта для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией в аренду. Еще одно условие — способность объекта приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Первое условие вполне может быть выполнено и до ввода объекта в эксплуатацию, тогда как о втором можно говорить при условии его готовности к использованию по предназначению. В одних случаях последнее может быть приравнено к вводу в эксплуатацию (например, в отношении оборудования), в то время как в других ситуациях объект может не только быть готов, но и использоваться по предназначению до официального ввода в эксплуатацию (в части зданий, сооружений, объектов по освоению природных ресурсов).

Таким образом, с точки зрения норм ПБУ 6/01 принятие ОС к бухгалтерскому учету и его ввод в эксплуатацию не одно и то же. Интересно, а что думают на этот счет международные методологи? Обратимся к МСФО (IAS) 16 «Основные средства». В данном документе не сказано, когда конкретно актив принимается к учету в составе ОС, однако разделены первоначальные затраты, включаемые в стоимость амортизируемого имущества, и последующие, не включаемые в оценку ОС и признаваемые текущими затратами. Расходы, понесенные в течение периода, когда объект, способный функционировать в соответствии с намерениями руководства, еще не введен в эксплуатацию или работает не с полной нагрузкой, не включаются в балансовую стоимость объекта основных средств. Формирование же первоначальной стоимости ОС прекращается, когда объект доставлен в нужное место и приведен в состояние, обеспечивающее его функционирование согласно намерениям руководства предприятия.

Какой же вывод следует из сказанного? Очень простой. Объект признается ОС со сформированной первоначальной стоимостью до ввода в эксплуатацию при условии, что он способен фактически функционировать в соответствии с намерениями руководства. В некоторых случаях объект способен функционировать до завершения всех работ, однако не отвечает требованиям полного соответствия намерениям руководства. При таких обстоятельствах нужно оценить возможность начала эксплуатации объекта, необходимость и существенность дальнейших затрат, связанных с «доводкой» объекта.

Если объект становится доступен для использования, его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию согласно намерениям руководства, то по названному объекту уже можно начислять амортизацию (п. 55 МСФО (IAS) 16). То есть начисление амортизации тоже напрямую не зависит от момента ввода в эксплуатацию ОС. Здесь уместно напомнить, что в п. 21 ПБУ 6/01 по-другому сформулирована дата начала начисления амортизации по объекту ОС — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия обозначенного объекта к бухгалтерскому учету. Но, как указано выше, и в российском законодательстве этот момент жестко не связан с датой ввода объекта в эксплуатацию.

Ввод нового объекта в эксплуатацию: документы

Лицо, осуществляющее возведение сооружения, должно обратиться в исполнительный орган со следующими бумагами:

  • Заявлением.
  • Правоустанавливающими документами на участок земли, где велись работы.
  • Разрешением на строительство.
  • Планом участка.
  • Актом приемки сооружения, если работы велись по договору подряда.
  • Документом, который подтверждает соответствие здания требованиям, установленным техрегламентами. Эта бумага должна быть подписана застройщиком.
  • Документом, подтверждающим, что параметры сооружения соответствуют проекту. Данная бумага подписывается застройщиком или заказчиком (если работы ведутся по договору). Такой документ не предоставляется при возведении сооружений ИЖС.
  • Бумагами, подтверждающими соответствие объекта техусловиям, подписанными представителями организаций, осуществляющими эксплуатацию инженерно-технических сетей.
  • Схемой, отображающей расположение сооружения и инженерных коммуникаций в пределах выделенной территории. В документе должна быть подпись заказчика либо застройщика.
  • Заключением органа Госстройнадзора (если предусмотрен надзор для сооружения) о соответствии здания проекту и требованиям техрегламентов, заключение органов Госконтроля в сфере экологии (в установленных законом случаях).

Когда могут отказать в выдаче разрешения

Предвестники проблем могут возникнуть ещё на стадии определения соответствия постройки нормативам. Для этого необходимо организовать контроль со стороны государственных органов на всех этапах строительства, начиная с получения разрешения на начало работ.

Если застройщик своевременно не извещал о планируемых и проведённых работах представителей уполномоченных органов, в результате чего их производство не контролировалось, а этапы работ не фиксировались актами, то получить положительное заключение будет сложно. В такой ситуации придётся воспользоваться услугами лицензированных независимых экспертов.

Общие положения и ответственность сторон

Законодательство, регулирующее строительную отрасль в России, является одним из наиболее консервативных в стране. До сих пор актуальными остаются постановления Совета Министров и СНиП еще советских времен, хотя они в некоторых положениях очень устарели. Однако на их основе разработаны многочисленные ведомственные и территориальные строительные положения и нормы, утвержденные гораздо позже.

В частности, приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов в Российской Федерации регламентируется Строительными нормами и правилами (СНиП) 3.01.04-87, введенными в действие еще в 1988 году. Указанные правила распространяются на приемку всех построенных или реконструированных объектов (сооружений, зданий, предприятий, пусковых комплексов) в той части, которая не вступает в противоречие с действующей законодательной базой.

Сама приѐмка происходит в два этапа:

  • Рабочая комиссия со стороны застройщика проверяет соответствие утвержденному проекту смонтированного оборудования и непосредственно возведенного здания, исполнение стандартов и строительных норм, испытания оборудования, готовность промышленного комплекса к выпуску продукции, выполнение мероприятий, направленных на сбережение окружающей природной среды, санитарных норм и техники безопасности. Фактически идет прием работ заказчиком от генерального подрядчика.
  • Приемка законченного строительством объекта от заказчика государственной приемочной комиссией после завершения всех предусмотренных строительно-монтажных работ, полной комплектации инвентарем и оборудованием, благоустройства территории и устранения всех обнаруженных недостатков.

Если речь идет о новом жилом микрорайоне, то в основном производится проверка выполненных работ на всей отведенной территории градостроительного комплекса после того, как будут возведены все жилые дома, постройки общественного назначения, произведено озеленение территории и ее благоустройство.

Строения производственного назначения принимаются только в том случае, когда они полностью подготовлены к началу эксплуатации (обеспечены сырьем, ресурсами и квалифицированными кадрами), на оборудовании уже выпускается продукция в объеме по нормам начального периода, а недоделки устранены. Опытно-промышленные и экспериментальные заводы принимаются при условии готовности к опытам.

Как исключение, такие исключения могут быть внесены органом, который утверждал проект. В состав пускового комплекса обязательно входят линии связи, подъездные пути, мелиоративные мероприятия, кроме того, строения бытового и санитарного назначения, которые:

  • гарантируют нормальные условия труда;
  • обеспечивают улавливание, очистку и обезвреживание вредных выбросов в почву, воду, атмосферу;
  • перерабатывают производственные отходы.

Когда проводятся мероприятия по орошению и осушению земель, то допускается ежегодная приемка, если возведены водохозяйственные сооружения, проложены осушительные или оросительные сети и другие составляющие пускового комплекса. Последний пусковой комплекс принимается одной приемочной группой параллельно с проверкой строения в целом или его заключительной пусковой очереди.

Жилые дома, которые состоят из четырех и более секций, разрешается принимать посекционно, если это указано в проекте, строительном плане и титульном списке. Однако для этого должно быть выполнено одно условие: в примыкающей к сдаваемой секции необходимо подключить отопление и смонтировать все конструкции, а возле самой принимаемой секции выполнить мероприятия по благоустройству. Пристроенные и встроенные помещения, предназначенные для торговли, бытового обслуживания и иных целей, если они относятся к разным секциям, принимаются при обеспечении отопления и завершения СМР в той их части, которая относится к сдаваемой секции.

Очистные сооружения, относящиеся к системе канализации, в новых, реконструированных или расширенных зданиях можно принимать после проведенных гидравлических испытаний емкостных конструкций и трубопроводов, комплексного опробования с использованием сточной или чистой воды продолжительностью не менее 72 часов и проверки надежности взаимодействия всех частей на практике. После очистных сооружений можно производить наладку станций биологической очистки при температуре воздуха выше нуля ночью и не менее 10 градусов днем. Максимальная продолжительность наладки в зависимости от производительности очистных сооружений может длиться от 3 месяцев до одного года.

Дата подписания соответствующего акта Государственной комиссий считается датой ввода в эксплуатацию объекта.

Что такое акт ввода дома в эксплуатацию?

Данный документ представляет собой заключение приемной комиссии о соответствии возведенного объекта требованиям государственных стандартов и признание его пригодным для проживания.
Акт ввода дома в эксплуатацию содержит следующую информацию:

  • месторасположение возведенного жилого объекта; 
  • состав приемной комиссии;
  • дата проведенной проверки; 
  • характеристика объекта (жилое);
  • перечень структурных частей объекта (строительная конструкция, инженерно-коммуникационные сети, электро- и пожаробезопасность, другое);
  • подписи членов приемной комиссии, которыми они подтверждают соответствие жилого объекта требованиям госстандартов. 

Для ввода частного дома в эксплуатацию в органы, выдавшие разрешение на строительство, необходимо предоставить следующие документы:

  • Правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен частный дом. 
  • Градостроительный план участка.
  • Разрешение на строительство объекта и акт приема-передачи выполненных работ.
  • Документ, подтверждающий соответствие техническим условиям – выдается за подписью представителей организаций, которые осуществляют эксплуатацию инженерно-технический сетей.
  • Акт, подтверждающий соответствие параметров построенного дома проектной документации.
  • Документ, содержащий схему расположения инженерных сетей на объекте в пределах земельного участка – выдается за подписью ответственного лица. 
  • Технический план дома. 

Согласно п. 4.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ иные документы в перечень необходимой документации для ввода дома в эксплуатацию не предусмотрены.
Срок, определяемый законом для проверки документов и осмотра объекта приемной комиссией, составляет 7 рабочих дней. По итогам проведенной проверки органы выдают разрешение на ввод дома в эксплуатацию либо предоставляют мотивированный отказ.
Основаниями для отказа могут являться (п. 6, п. 7 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ): 

  1. в случае отсутствия необходимых документов; 
  2. если возведенный объект не соответствует нормам строительных стандартов, проектной документации, разрешению на строительство;
  3. если возведенный дом ИЖС не соответствует градостроительному плану;
  4. в случае отказа застройщика передать один экземпляр схемы земельного участка, где обозначено месторасположения объекта в соответствующие органы. 

Спорный момент

Необходимо также обратить внимание на период, когда вместо акта госприемки стали выдаваться разрешения. Данное обстоятельство весьма существенно, поскольку строительство многих объектов велось до принятия нового Кодекса, а готовы они были уже после этого

Согласно ст. 9 ФЗ, регламентирующего введение в действие ГрК, Кодекс применяется к отношениям, касающимся реконструкции, строительства и проектирования, возникшим после его утверждения. На объекты, начатые до его введения, распространяются положения по части обязанностей и прав, появившихся после его принятия. Другими словами, поскольку указанные отношения по сооружению здания возникли до того, как был введен ГрК, а завершение работ и необходимость получения разрешения – после этого, прием и запуск здания должны осуществляться согласно требованиям статьи 55 ГрК.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий